Знакомимся со звуками и буквами

Что такое звуки?

Мир звуков невидимый и очень большой. Он окружает нас повсюду, потому что звуки есть везде, но их нельзя увидеть. Их можно услышать и произнести.
Закройте глаза - что вы слышите? Шум ветра, шорох шин, бегущих по дороге машин, звук шагов, идущего человека, гомон птиц и многое другое. И все эти звуки не связаны с человеческой речью. Это неречевые звуки.

Какие же они звуки речи?

Звуки речи — это особые звуки, произносимые человеком при устном общении. Они используются для создания слов и частей слова. По особенностям своего образования и звучания звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки.
Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Поэтому гласные звуки состоят только из голоса. Их можно петь, долго тянуть.  Гласные звуки образуют в русском языке слоги (являются слогообразующими).

В русском языке под ударением выделяют 6 гласных звуков. Для удобства запоминания и выделения детьми гласных звуков в старшей группе мы обозначаем их символами (по положению губ при их произнесении):


В подготовительной группе символы заменяются на красные квадраты.
В логопедическом кабинете дети пользуются таблицами-подсказками.



Согласные звуки.




При образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта какую-либо преграду (сомкнутые губы, прижатый к зубам язык и т. д.).

Согласные звуки состоят из голоса и шума либо только из шума. Согласные звуки в русском языке не способны образовывать слоги.

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на звонкие и глухие. Чтобы услышать звонкость звука можно закрыть уши ладонями и произнести звук (если звук звонкий - слышится звучание голоса, если глухой - слышится только шум) или приложить ладонь к гортани (звонкий - чувствуется вибрация ладони, глухой - вибрация не ощущается)
Большинство согласных образуют пары по глухости / звонкости.
Только глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Только звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.
Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.
Всегда твердые: Ж, Ш, Ц
Всегда мягкие: Щ, Й, Ч
Таблица-подсказка:

Звуковой анализ слова

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребёнка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом – его смысловой и фонетической, или звуковой стороной.
Дошкольник действует с предметами, рассматривает их, рассказывает о них. Связывая слово с представлениями о предмете, он учится сопоставлять, сравнивать качества, свойства с уже известными, передавать словесно всё увиденное и пережитое. Общение со взрослыми организует его самостоятельную деятельность и чувственный опыт.
Процесс обследования звукового состава для ребёнка сложен потому, что ему одновременно нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования звуков , их количество. И хотя устная речь к концу дошкольного возраста хорошо развита, необходимо сформировать у него такие умения и навыки, которые помогли бы ему научиться анализировать звуковой материал и осознавать свою речевую деятельность.
Основная задача обучения грамоте дошкольного возраста - формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка: обучение их звуковому анализу слов, что становится основой для ознакомления с буквами и обучения чтению.
Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различной роли звука, основных качественных характеристик звука.

      Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения  
      последовательности звуков: выделять данную последовательность  
      нужно при помощи неоднократного произнесения слова с      
      последовательным интонационным выделением каждого звука.
      Так, при анализе слова «жук» ребёнок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жук. 
Реально представить слово даёт возможность картина-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок - предмет, название которого ребёнок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеток соответствует количеству звуков в слове. Рисунок помогает ребёнку видеть предмет, название которого анализируется. Схема даёт возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребёнок при анализе пропустит какой- либо звук, будут заполнены не все клеточки, - и он увидит, что где-то ошибся. При этом первый звук нужно называть так, как он слышится в слове (если слово звучит как «ммак», то «м», а если «кит», то «кь»). 
Интонационно выделяя звуки, мы на занятии фиксируем их точками в тетрадях которые впоследствии обрисовываются клеточками.
Проводя звуковой анализ слов, нужно следить за правильным употреблением терминов «гласный», «твёрдый согласный», «мягкий согласный» звуки.
В период знакомства с гласными, твёрдыми и мягкими согласными звуками переходим к анализу четырёх - пятизвуковых слов различного состава: лиса, слон, зонт, школа.
В конце работы по усвоению звукового анализа графическая схема звукового состава слова не используется, дети составляют слова фишками на столах.
Алгоритм звукового анализа слова:

  • Произнести слово.
  • Назвать звуки в слове по порядку
  • Посчитать звуки в слове (поставить точки в клетках по количеству звуков)
  • Нарисовать "окошечки" (точки остаются внутри)
  • Назвать первый звук, дать ему характеристику (согласный/гласный; глухой/звонкий; твердый/мягкий), нарисовать в "окошечке" нужный символ (синий, зеленый или красный)
  • Назвать второй звук, дать хар-ку, нарисовать нужный символ и т.д. со всеми последующими звуками.
После звукового анализа разделить слово на слоги (помните, сколько в слове гласных звуков, столько и слогов) и поставить ударение.


Комментариев нет:

Отправить комментарий